На главную
 
Инженерная защита населения и персонала организаций
 
ВВЕДЕНИЕ
Инженерная защита населения является важной частью оборонного потенциала страны и обязательной составляющей комплекса мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций занимают ведущее место в комплексе мероприятий гражданской защиты.
В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» одной из основных задач гражданской обороны является предоставление населению убежищ. Это инженерно-техническое мероприятие гражданской обороны (ИТМ ГО) в соответствии с требованиями нормативных документов по инженерной защите населения определено как основной способ защиты населения.
В основу разработки Норм проектирования ИТМ ГО положены следующие требования:
1. Защите подлежит всё население страны.
2. Защита населения планируется и осуществляется дифференцировано в зависимости от военно-экономических и природных характеристик районов его расселения, видов и степени опасности возможных чрезвычайных ситуаций.
3. Защита населения достигается путём комплексного использования различных способов защиты, при этом основным из них является укрытие в защитных сооружениях и эвакуация населения из опасных районов.
4. Для защиты населения проводятся мероприятия, которые подготавливаются заблаговременно и осуществляются согласно порядка, установленного законодательством России.
5. Объём планируемых и заранее подготавливаемых мероприятий по защите населения определяется исходя из принципа разумной достаточности, которая достигается:
• выбором оптимальных вариантов защиты на основе прогноза ожидаемых событий;
• сочетанием государственных интересов и интересов ГО;
• выполнением организационных и инженерно-технических мероприятий проводимых заблаговременно и в условиях ЧС;
• внедрением качественных параметров строительства;
• повышением уровня универсальных средств защиты для военного и мирного времени;
• представлением приоритетов вопросам защиты населения при формировании и выполнении планов экономического и социального развития.
6. Личное участие граждан в обеспечении своей безопасности.
Анализ использования защитных сооружений гражданской обороны при ведении боевых действий в Республике Югославия, Чеченской Республике, в зонах других локальных конфликтов еще раз доказывает, что их применение является наиболее эффективным способом защиты и сохранения жизни людей.
Возведение инженерных сооружений при угрозе наводнений (паводков) может смягчить их последствия.
Своевременная реализация инженерно-технических мероприятий позволяет в случае возникновения чрезвычайных ситуаций сократить людские потери и снизить возможный ущерб экономике государства в среднем на 30-40%.
Учитывая, что выполнение инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций требует больших финансовых и материально-технических затрат, проводить эти мероприятия необходимо в плановом порядке, заблаговременно, иначе, их выполнение непосредственно в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций становится проблематичным.
Сегодня очевидно, что решение традиционных задач инженерной защиты требует новых идей и взглядов. Исходя из современных условий, необходим поиск новых подходов и путей их решения.
В связи с изменившимися социально-экономическими условиями, существовавший ранее порядок проектирования, строительства, содержания и эксплуатации средств коллективной защиты не всегда соблюдается. Поиск новых путей и методов выполнения мероприятий инженерной защиты населения, иных подходов к решению вопросов содержания, эксплуатации и накопления существующего фонда защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) в современных условиях является актуальной государственной задачей, требующей усилий руководителей практически всех уровней власти.
Инженерные мероприятия по защите населения и территорий
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций достигается различными путями. Одним из главных является осуществление инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций:
накопление и содержание фонда ЗС ГО;
подготовка к строительству быстровозводимых ЗС ГО;
прогнозирование инженерной обстановки;
планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС;
подготовка систем водоснабжения к работе в условиях ЧС;
подготовка и содержание дорожной сети;
подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики;
подготовка инженерно-технических служб и формирований.

Особенности инженерной защиты населения при угрозе ЧС
Проведение мероприятий по защите населения в чрезвычайных ситуациях является важнейшей задачей федеральных, республиканских и местных органов управления, а также начальников штабов министерств, ведомств и объектов экономики, независимо от форм собственности.
На них возлагается организация и обеспечение заблаговременного накопления фонда защитных сооружений ГО и его содержания в постоянной готовности к приему укрываемых.
Основой формирования общегосударственной и территориальных систем защитных мер и дифференцированного подхода к организации защиты населения является зонирование территории страны по видам и степени возможной опасности для населения.
Инженерная защита строится также с учётом зонирования территории по возможному воздействию современных средств поражения и их вторичных поражающих факторов, а также от характера и масштабов крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (рис.1).
Территория, с расположенными на ней категорированными городами и объектами особой важности, на которой может возникнуть избыточное давление во фронте воздушной ударной волны Рф=10 кПа (0,1 кгс/см2) и более составляет зону возможных разрушений.
Часть территории зоны возможных разрушений в пределах которой избыточное давление во фронте воздушной ударной волны Рф=30 кПа (0,3 кгс/см2) и более, составляет зону возможных сильных разрушений.
Территория, заключенная между границами зоны возможных сильных разрушений и зоны возможных разрушений составляет зону возможных слабых разрушений.
Удаление границ зон возможных разрушений принимается по табл.1



Таблица 1

Сильных Слабых
Для городов, категорированных по ГО По границе проектной застройке 7 км от границы проектной застройки
Для отдельно стоящих объектов «ОВ» 3 км от границы
объекта 10 км от границы
объекта

Зоны возможных разрушений категорированных городов и объектов «Особой важности» с прилегающей к этой зоне территорией составляет зону возможного опасного радиоактивного заражения.
Полоса, прилегающая к границе зоны возможного опасного радиоактивного заражения, составляет зону возможного сильного радиоактивного заражения (загрязнения).
Территория, прилегающая к химически опасному объекту, в пределах которой при возможности разрушения ёмкостей с АХОВ вероятно распространение последних с концентрациями, вызывающими поражение незащищённых людей, составляет зону возможного опасного химического заражения.
Территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушения зданий и сооружений, повреждения или уничтожения других материальных ценностей составляет зону возможного катастрофического затопления.
Территория в пределах административных границ республики, области, края, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления и пригодная для жизнедеятельности местного и эвакуированного населения, образует загородную зону.
Строительство зданий, сооружений, помещения которых приспосабливаются под убежища, осуществляется в границах проектной застройки, а также за ее пределами, в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов и объектов особой важности вне этих городов.


Убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения (без учета прямого попадания), бактериальных (биологических) средств (БС), отравляющих веществ (ОВ), а также при необходимости от катастрофического затопления, АХОВ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при массовых пожарах.
Все убежища (кроме убежищ, расположенных в пределах границ проектной застройки атомных станций в метрополитенах) должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия избыточного давления во фронте воздушной ударной волны Рф=100 кПа (1 кгс/см2) и иметь степень ослабления проникающей радиации ограждающими конструкциями (Кз) равную 1000.
Системы жизнеобеспечения убежищ должны обеспечивать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение двух суток (за исключением убежищ, размещаемых в зонах возможных сильных разрушений вокруг атомных станций).
Воздухоснабжение убежищ, как правило, должно осуществляться по двум режимам: чистой вентиляции (1-й режим) и фильтровентиляции (2-й режим).
В убежищах, расположенных в местах возможной опасной загазованности воздуха продуктами горения, в зонах возможного опасного химического заражения, возможных сильных разрушений вокруг атомных электростанций (АЭС) и возможного катастрофического затопления, следует предусматривать режим полной или частичной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха (3-й режим).
В убежищах укрываются:
наибольшая работающая смена (НРС) объектов, продолжающих работу в военное время в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов и объектов "Особой важности";
дежурный и линейный персонал, обеспечивающий жизнедеятельность категорированных городов и объектов;
нетранспортабельные больные и обслуживающий их медицинский персонал, (до 10% общей проектной вместимости лечебных учреждений в мирное время);
трудоспособное население городов.
Защита рабочих и служащих объектов, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений категорированных городов и объектов "Особой важности", а так же населения проживающего вне этих зон в некатегорированных городах, посёлках, сельских населённых пунктах и населения, прибывающего в эти населённые пункты по планам эвакуации предусматривается в противорадиационных укрытиях.
Противорадиационные укрытия (ПРУ) должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение до двух суток (за исключением ПРУ, размещаемых в зоне возможных слабых разрушений вокруг АЭС).
При расположении ПРУ в зоне возможных слабых разрушений, а также на объектах первой категории, расположенных вне зон возможных сильных разрушений, их ограждающие конструкции должны быть рассчитаны на избыточное давление во фронте воздушной ударной волны Рф==20 кПа (0,2 кгс/см2).
В зависимости от места расположения ПРУ должны иметь степень ослабления радиации внешнего излучения - коэффициент защиты Кз (кроме ПРУ, размещаемых в районах АЭС), равный:
а) на объектах первой и второй категории по гражданской обороне, расположенных вне зон возможных сильных разрушений, для работающих смен предприя¬тий - 200;
б) в зонах возможного опасного радиоактивного за¬ражения (загрязнения) за границей зон возможных сильных разрушений:
200 - для работающих смен некатегорированных предприятий, формирований гражданской обороны и лечебных учреждений, развертываемых в военное время;
100 - для населения некатегорированных городов, поселков, сельских населенных пунктов и эвакуируемого населения;
в) в зонах возможного сильного радиоактивного заражения (загрязнения):
100 - для работающих смен некатегорированных предприятий и лечебных учреждений, развертываемых в военное время;
50 - для населения некатегорированных городов, поселков, сельских населенных пунктов и эвакуируемого населения;
г) за пределами зон возможного сильного радиоактивного заражения (загрязнения):
20 - для работающих смен некатегорированных пред¬приятий и лечебных учреждений, развертываемых в военное время;
10 - для населения некатегорированных городов, по¬селков, сельских населенных пунктов и эвакуируемого населения.
Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики
Защита рабочих смен предприятий и населения в районах размещения атомных электростанций (АЭС) должна осуществляться в защитных сооружениях, отвечающих обычным защитным требованиям, а также дополнительным требованиям по воздействию избыточного давления во фронте воздушной ударной волны (ΔРф) и степени ослабления проникающей радиации ограждающими конструкциями (Кз) в зависимости от мест их расположения.
В защитных сооружениях, расположенных в зоне возможных разрушений АЭС, дополнительно должна обеспечиваться защита укрываемых от радиоактивных продуктов разрушения ядерных энергоустановок (кроме радионуклидов инертных газов). Системы жизнеобеспечения в этих сооружениях должны быть рассчитаны на 5-суточное пребывание укрываемых.
Защита населения в районах размещения химически опасных объектов
В стране имеется 2257 химически опасных объектов, из которых 1750 объектов с НРС около1,0 млн.чел. размещены на территории категорированных городов.
В соответствии с требованиями Норм проектирования ИТМ ГО, наибольшая работающая смена химически опасных объектов подлежит укрытию в убежищах с тремя режимами вентиляции.
В убежищах, расположенных в зонах возможного опасного химического заражения, следует также предусматривать 3-й режим вентиляции (режим полной или частичной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха).
В случаях возникновения аварии в мирное время рабочие и служащие эвакуируются в безопасные районы за пределы зоны возможного опасного химического заражения. В зависимости от складывающейся обстановки и времени эвакуации предусматривается укрытие их в существующих убежищах. Наибольшая работающая смена других объектов, попадающих в зону возможного опасного химического заражения, как правило, не имеет убежищ с тремя режимами вентиляции, и подлежат эвакуации.
Население, проживающее в этой зоне, также подлежит эвакуации.
Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления
Особенности инженерной защиты населения в зонах возможного катастрофического затопления рассмотрена на рисунке.


Население из населенных пунктов, расположенных в зоне возможного затопления и находящегося в 4-х часовой зоне добегания волны прорыва, эвакуируется с получением распоряжения на проведение эвакомероприятий.
Население из населенных пунктов, находящихся в зоне возможного затопления за 4-х часовой зоной добегания волны прорыва, эвакуируется только после разрушения плотины с получением соответствующего распоряжения.
Наибольшая рабочая смена объектов экономики, расположенных в зоне возможного затопления, укрывается в специальных убежищах (повышенной герметизации и возвышающимся аварийным вертикальным выходом, с 3-мя режимами вентиляции), возводимыми в местах с глубиной возможного затопления до 10 метров и имеющих радиус сбора до 1000 метров.
Для защиты населения эвакуируемого из населенных пунктов, находящихся в зоне затопления, заблаговременно строятся ПРУ, в местах их эвакуации.
Для защиты населения, проживающего на затапливаемой территории некатегорированных городов и поселков предусматривается строительство ПРУ на незатапливаемой территории этих населенных пунктов. Работающая смена объектов экономики, расположенных в некатегорированных городах в зоне затопления, укрывается в ПРУ, возводимых вне этих зон.

Особенности инженерно-технических мероприятий направленных на защиту населения и территорий при некоторых ЧС мирного времени
а) при землетрясениях
В Российской Федерации общая площадь сейсмоопасных районов составляет порядка 18,6% территории. Районы возможных 9-бальных землетрясений находятся в Прибайкалье, на Камчатке и Курильских островах, 8-бальные - в Южной Сибири и на Северном Кавказе.
Сейсмическое районирование предполагает деление территории на районы разной сейсмической активности, оценка и картирование потенциальной сейсмической опасности, которую необходимо учитывать при сейсмическом строительстве, принятии мер по предотвращению и снижению ущерба от землетрясений и подготовка к ликвидации их последствий.
Меры по уменьшению возможных последствий землетрясений представляют собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и самостоятельных работ, проводимых заблаговременно и направленных на уменьшение тяжести и масштабов возможных последствий ожидаемого землетрясения.
К этим мероприятиям могут быть отнесены:
разработка принципиально новых и эффективных способов повышения сейсмостойкости зданий и сооружений;
повышение качества проектирования объектов для сейсмологических зон, учет при этом СНиП II-7-81* (Строительство в сейсмических районах) и СНиП-2.01.51-90 (Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны);
ведение в сейсмических зонах сейсмостойкого строительства, повышение качества строительства, соблюдение строительных норм и правил, исключение брака;
проведение в сейсмоопасных зонах паспортизации (инвентаризации) объектов гражданского, промышленного, транспортного и коммунального назначения с целью выявления их сейсмостойкости и соответствия сейсмичности ее площадки, на которых размещены эти объекты;
проведение специальных работ по повышению сейсмостойкости (укреплению) зданий и сооружений, разборке демонтажу) недостаточно стойких строений и конструкций;
проведение противооползневых мероприятий.
Меры по подготовке и ликвидации последствий землетрясений проводятся заблаговременно и направлены на обеспечение готовности сил и средств к эффективному проведению после землетрясения спасательных, других неотложных работ и последующего восстановления, а также на выживание населения.
Эти меры включают:
оценку возможных последствий ожидаемого землетрясения, размеров и характера ущерба и потерь, ориентировочных объектов и содержания предстоящих спасательных, других неотложных и восстановительных работ;
планирование вариантов проведения после землетрясения работ, привлечения и использования в ходе ликвидации его последствий людских, материальных и финансовых ресурсов;
создание группировки сил, нацеленной на ожидаемое землетрясение, формирование специальных подразделений РСЧС, предназначенных для ликвидации последствий землетрясений;
заблаговременное выделение и нацеливание части сил для проведения после землетрясения АСДНР в сельской местности;
техническое оснащение сил, предназначенных для проведения спасательных и других неотложных работ, особенно в части грузоподъемной и землеройной техники, поисковых приборов и средств малой механизации;
укрепление технической базы служб коммунального хозяйства и других аварийно-ремонтных территориальных и ведомственных подразделений, до оснащение их строительным и другим оборудованием;
накопление и организацию безопасного хранения резервных и автономных источников электрической и тепловой энергии, энергоносителей;
подготовку и организацию надежного хранения карт, схем, проектно-планировочной документации районов, населенных пунктов, объектов, мест возможного скопления людей;
организацию технического прикрытия наиболее важных для жизнеспособности сейсмоопасных районов, объектов;
совершенствование и внедрение в практику действий аварийно-спасательных формирований методов поиска людей, эффективных способов разборки и проходки завалов с целью извлечения пострадавших и погибших.
б) при наводнениях
Наводнение относятся к стихийным гидрологическим явлениям, связанным с повышением воды в водоемах и водотоках и затоплением прилегающей местности.
По удельному материальному ущербу наводнения уступают лишь землетрясениям. Для большинства городов (населенных пунктов), расположенных в районах наводнений, характерна повторяемость затоплений 1 раз в 8-12 лет и реже. Имеются также населенные пункты с более частой повторяемостью затоплений 1 раз в 2-3 года.
Меры по защите от наводнений должны соответствовать природе самого явления. Каждому виду наводнений соответствуют свои инженерно-технические мероприятия по защите от их последствий, позволяющие значительно снизить последствия наводнения, но не исключить их полностью.
К ним, в частности, относятся: инженерная разведка за развитием опасных природных явлений; применение способа спрямления русла рек; сооружение ограждающих дамб (валов) и других сооружений для задержания водных и селевых потоков, а также для сбора или стока их; использование способа подсыпки территорий; проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ; накопление аварийных запасов материала для заделывания промоин, прорывов и для наращивания высоты дамб; оборудование мест посадки и высадки; накопление и организация безопасного хранения резервных и автономных источников электрической и тепловой энергии.
Накопленный отечественный и зарубежный опыт проведения мероприятий по уменьшению последствий от наводнений свидетельствуют, что наименьшие материальные затраты и более надежная защита территорий от затопления достигается лишь при применении комбинированного способа борьбы с наводнениями, когда вышеперечисленные активные и пассивные методы защиты используются в комплексе, проводятся оперативно и своевременно.
Для успешного проведения защитных мероприятий накануне конкретного наводнения очень важен своевременный и достоверный гидрометеорологический прогноз.
Прогнозирование угрозы наводнения позволяет своевременно осуществить комплекс предупредительных мероприятий, значительно снижающих возможный ущерб и потери, а также заблаговременно создать благоустроенные условия для проведения спасательных и других неотложных работ в зонах затопления.
в) при лесных пожарах
Серьезную опасность для природной среды, экономики и населения представляют лесные и торфяные пожары.
Повышение противопожарной устойчивости лесов включает и инженерные мероприятия, направленные на предупреждение лесных и торфяных пожаров и заблаговременное ограничение их распространения в случае возникновения.
К этим мероприятиям относятся:
инженерная разведка очага пожара (характер пожара, размеры очага, направление и скорость распространения, населенные пункты, которым угрожает пожар, положение людей в зоне пожара и на пути его распространения);
выбор мест и устройства заградительных полос;
устройства заградительных полос и отсечение фронта огня от населенных пунктов и промышленных объектов;
рассечение очагов пожаров с устройством проездов в зону горения для обеспечения тушения пожара и эвакуации населения;
устройство проездов к водоемам и оборудование мест для забора воды и другие задачи.
г) при ураганах, бурях
Ураганы, бури, и смерчи относятся к ветровым метеорологическим явлениям, по своему разрушающему воздействию часто сравнимы с землетрясениями. Основным показателем, определяющим разрушающее действие ураганов, бурь и смерчей, является скоростной напор воздушных масс, обусловливающий силу динамического удара и обладающий метательным действием.
По скорости распространения опасности ураганы, бури и смерчи, учитывая в большинстве случаев наличие прогноза этих явлений (штормовых предупреждений), могут быть отнесены к чрезвычайным событиям с умеренной скоростью распространения. Это позволяет осуществлять широкий комплекс предупредительных мероприятий как в период, предшествующий непосредственной угрозе возникновения, так и после их возникновения - до момента прямого воздействия.
Эти мероприятия по времени подразделяются на две группы: заблаговременные (предупредительные) мероприятия и работы; оперативные защитные мероприятия, проводимые после объявления неблагоприятного прогноза, непосредственно перед данным ураганом (бурей, смерчем).
Заблаговременные (предупредительные) мероприятия и работы осуществляются с целью предотвращения значительного ущерба задолго до начала воздействия урагана, бури и смерча и могут охватывать продолжительный отрезок времени.
К заблаговременным мероприятиям относятся: ограничение в землепользовании в районах частого прохождения ураганов, бурь и смерчей; ограничение в размещении объектов с опасными производствами; демонтаж некоторых устаревших или непрочных зданий и сооружений; укрепление производственных, жилых и иных зданий и сооружений; проведение инженерно-технических мероприятий по снижению риска опасных производств в условиях сильного ветра, в т.ч. повышению физической стойкости хранилищ и оборудования с легковоспламеняющимися и АХОВ и другими опасными веществами;
создание материально-технических резервов; подготовка населения и персонала спасательных служб.
К защитным мероприятиям, проводимым после получения "штормового предупреждения", относят:
прогнозирование пути прохождения и времени подхода к различным районам урагана (бури, смерча), а также его последствий;
оперативное увеличение размеров материально-технического резерва, необходимого для ликвидации последствий урагана (бури, смерча);
частичную эвакуацию населения;
подготовку убежищ, подвалов и других заглубленных помещений для защиты населения;
перевод в прочные или заглубленные помещения уникального и особо ценного имущества;
подготовку к восстановительным работам и мерам по жизнеобеспечению населения.
В оба периоды меры по снижению возможного ущерба от ураганов, бурь и смерчей принимаются с учетом соотношения степени риска и возможных масштабов ущерба к требуемым затратам на эти мероприятия.
Решение о проведении того или иного мероприятия, прежде всего, базируется на безопасности людей и экономической целесообразности его проведения.
Особое внимание при проведении заблаговременных и оперативных мер по снижению ущерба обращается на предотвращение тех разрушений, которые могут привести к возникновению вторичных факторов поражения, превышающих по тяжести воздействие самого стихийного бедствия.
Важным направлением работы по снижению ущерба является борьба за устойчивость линий связи, сетей электроснабжения, проводного городского и междугороднего транспорта, уязвимых при ураганах, бурях и смерчах. Основным способом повышения устойчивости в этом случае является их дублирование временными и более надежными в условиях сильного ветра средствами с последующим восстановлением поврежденного.